Вс, 05 Мая 24, 01:50
Приветствую Вас Гость

SITE LOGO


Версаль

Марина Пожарова,
Версаль                                               кандидат искусствоведения

Зеркальная галереяВерсаль по праву считается самым значительным и великолепным дворцово-парковым ансамблем Европы. Грандиозный проект, задуманный и осуществленный волею Людовика XIV (1638–1715), должен был утверждать право монарха на абсолютную власть. Трудами знаменитых зодчих и ландшафтных архитекторов, скульпторов, художников и талантливых мастеров мебельных, ткацких, ювелирных и других дел Версаль стал творением высокого искусства, с блеском воплотившим эстетические принципы французского классицизма.

Желание Людовика XIV создать в Версале новую резиденцию и последующие его архитектурно-декоративные решения с трудом принимались современниками. Герцог де Сен-Симон (1675–1755), признанный летописец придворной жизни, объясняя воцарение «солнца» французской нации в Версале, называл многие причины – вкус короля к охоте, стремление монарха «ускользнуть от взоров толпы», преследовавшей его в Париже, и частые прогулки в Версаль к мадемуазель де Лавальер. Однако самым главным фактором для короля, помнившего Фронду, было, безусловно, желание оторвать знать от доменов и Парижа и тем самым лишить ее могущества. Он полагал, что «перенесение резиденции создаст трудности для интриганов, ибо всякое отлучение в Париж из-за расстояния будет сразу заметно».

Франсуа Жирардон. “Служащие Аполлону нимфы”. Кон. ХVII в. Грот АполлонаПервое упоминание об этой богатой дичью местности восходит к 1038 г. В 1623 г. каменщик Никола Хуо построил здесь охотничий дом для Людовика ХIII. Здание состояло из основного корпуса и двух ограничивающих двор крыльев. Сегодня о его границах напоминает Мраморный двор. С 1631 по 1634 г. Филибер Леруа произвел полную реконструкцию дома, превратив его в небольшой замок.

Мастерами, призванными королем для воплощения его замыслов, стали Андре Ленотр, Шарль Лебрен и Луи Лево. Позднее – Жюль Ардуэн-Мансар. Мастер первой величины, он, однако, подчинялся идеям предшественников и вкусам короля, сразу проявившего себя главным автором будущего ансамбля. Современники писали, что Людовик ХIV следил за работами изо дня в день, требовал докладов “детально обо всем”. Известен манускрипт, принадлежащий перу Людовика ХIV, “Способ показывать сады Версаля”, где излагаются соображения короля относительно ансамбля.

Версаль воплотил природу абсолютной монархии. Он стал ее подлинным храмом, где формировался культ короля-солнца, создавались способы служения ему. Были разработаны и строго соблюдались правила и права пребывания вблизи светила. Они были прекрасными средствами отличить или унизить, и, как писал Сен-Симон, в этом искусстве не было никого изощреннее и тоньше короля.

Ансамбль вырос не просто замком с прилегающими строениями и парками, а стал частью мира, преобразованной по воле монарха. Это был микрокосм со своей жизнью, эстетикой и мифологией. Замок стал центром пересечения осей, по которым был ориентирован город, перспектива садов и пути. Окна королевской спальни выходили на восток, и согласно версальской космологии Солнце вставало в Мраморном дворе, а садилось в садах.

Сущность строительных мероприятий Людовика ХIV, растянувшихся на всю долгую жизнь монарха и продолжавшихся после его кончины, заключалась в том, чтобы, не разрушая Старого замка, постоянно увеличивать его, приспосабливая к меняющимся вкусам и потребностям. Удлиннялись крылья главного корпуса, росло число дворов и служебных построек, появлялись дополнительные сооружения в парках. Созданные разными архитекторами, они, однако, образовывали единую систему. В 1668 г. было принято решение о создании Конверта – особой архитектурной конструкции, “заворачивавшей” замок Людовика ХIII. От Старого замка остались на виду только фасады, выходившие во двор. Их украсили бюсты в античной манере, помещенные в простенках между окнами, мраморный восьмиколонный портик с балконом-терассой в центре. Сходные мотивы украшали крылья старого замка и новых угловых павильонов. Мраморный двор обрел мраморную кладку и соответствующее имя.

Мраморный двор

С 1678 г. главным строителем создающегося ансамбля стал талантливый архитектор Ардуэн-Мансар. Реализуя свой шедевр – проект высокой галереи между большими апартаментами, впоследствии названной Зеркальной, мастер предпринял важные переделки на садовом фасаде замка. Полукруг – архитектурный мотив, который Мансар проводит через весь главный корпус. Зеркальная галерея и центральный салон старого замка, который станет спальней Людовика XIV, сообщались тремя аркадами с полуциркульным завершением. Архитектору удалась гармонизация всех пролетов, дверей-окон.

С 1678 по 1689 г. Мансар построил северное и южное крылья, каждое из которых состояло из двух параллельных корпусов. Чтобы оформить фасады крыльев, выходящих в сад, Мансар использовал приемы, примененные в пониженных частях фасадов Конверта, что обеспечивало единство ансамбля и сообщало ему монументальность. За счет крыльев существенно увеличилось число помещений, что позволило наконец в 1682 г. осуществить решение о перемещении в замок Версаль правительственной резиденции.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии Антуанетты с розой. Кон. XVIII в.   Последним выдающимся творением Мансара в Версале стала большая капелла, строительство которой, начатое в 1699 г., завершил в 1710 г. его зять Робер де Котт. Создателям удалось предвосхитить “греко-готические” элементы, которые вошли в практику лишь во второй половине XVIII в. Готические традиции – удлиненный план, вытянутая кровля, аркбутаны – успешно соединены в капелле с передовыми

стилистическими тенденциями: светлый интерьер, где массивные столбы и тяжелые аркады заменены легкими коринфскими колоннами. Крыша капеллы возносилась над всеми строениями, что, возможно, напоминало о главенстве божественной власти над светской (в конце жизни под влиянием мадам де Ментенон Людовик ХIV стал набожнее).

   С 1671 по 1680 г. был в основном завершен декор Больших апартаментов, или апартаментов Планет. В их устройстве нашла отражение особая версальская космография. Названия соответствуют солнечным планетам античного неба, описанным Птолемеем. Нетрудно усмотреть связь между функцией комнат и характером эпонимов: салон Марса, бога войны, был залом стражи, салон Меркурия, бога посредников, – приемной, салон Юпитера, верховного божества, – кабинетом заседаний Совета, салон Аполлона, возничего колесницы Солнца, представлял, естественно, комнату короля.

Автором живописного декора Больших апартаментов был Лебрен, однако он почти не притронулся к нему собственной кистью. Он предложил композицию ансамбля, общий стиль и рисунок частей. Для Лебрена, изучавшего в Италии античность, Рафаэля и болонских академиков, творчество великих итальянцев служило источником идей и образов.

Ансамбль Зеркальной галереи с салонами Войны и Мира – апофеоз Версаля. Уникальное совместное творение Лебрена и Мансара. Живописное украшение залов посвящено победам Людовика ХIV и Нимвенгенскому мирному договору 1678 г. На большом овальном медальоне салона Войны Людовик ХIV предстает воином-завоевателем, в салоне Мира – дарит мир Европе, между ними на семидесяти пяти метрах свода галереи в двенадцати медальонах отражены наиболее важные события правления Людовика ХIV. На плафоне Зеркальной галереи аллегорические и мифологические образы, царящие во дворце, уступают место истории, подлинным фактам. Шарль Перро в поэме «Живопись» писал, что художник отныне может пренебречь мифологией, ибо “…подвиги Людовика, без всяких подмен, доставят более удивительные красоты”.

Джованни Бернини. Бюст Людовика XIV. Кон. XVII в.Царственное великолепие Зеркальной галереи достигается выверенностью пропорций и сдержанностью художественных приемов. Зеркальные, в бронзовом багете аркады во всю высоту салона, помещенные напротив окон, отражают парк и солнечные лучи, делая стену легкой и вибрирующей. Сочетание прозрачных стен и яркого живописного свода создает атмосферу благородной роскоши. Здесь можно наблюдать редкое соответствие семантики произведения и художественной формы, в которой она воплощена. В галерее французская академическая эстетика празднует свой триумф. Здесь она выражает свои рационалистические категории без сухости и утомительной пышности. Многочисленные послы иностранных держав, которых принимали в Зеркальной галерее, невольно склоняли головы перед деяниями французского монарха и перед талантом его художников.

Уже во времена Людовика XIV Версаль украшали не только творения прославленных французских мастеров. Король собирал шедевры европейского искусства, которые хранились в специальном кабинете редкостей. Ему дарили выдающиеся произведения. Для полотна Веронезе «Ужин у Симона Фарисея», преподнесенного королю в 1664 г. послами Венецианской республики, был спроектирован салон Геркулеса, самый просторный во дворце. Огромное полотно занимало всю стену зала, по сей день оно находится на прежнем месте. Плафон украшала роспись Франсуа Лемуана “Апофеоз Геркулеса”, исполненная в продуманной колористической гамме, приближенной к палитре Веронезе.

Другим способом обретения Версалем произведений европейских мастеров были заказы и приглашения художников. Так во дворце оказались работы величайшего итальянского скульптора Лоренцо Бернини, который в 1665 г. приехал во Францию на конкурс проектов для фасада Лувра. К нему было проявлено глубочайшее почтение, однако его идеи не были приняты. Новое испытание предстояло Бернини в Версале. Его соперником стал Жан Варен, который считался первым во французской школе. Художники соревновались в создании портрета молодого (двадцатилетнего) короля. Современники отдали предпочтение Варену, которого сравнивали с Праксителем. Это было
действительно лучшее произведение
 Антуан Гро. Генерал Бонапарт на Аркольском мосту 17 ноября 1796 г. 1797Варена, открывшее перед ним двери французской академии. Два бюста составляли между собой контраст, предопределенный различием эстетики классицизма и барокко.

Версаль вошел в историю культуры не только художественно-архитектурными шедеврами, но и искусством развлечений. Балы, балеты, ужины, фейерверки, концерты, театральные представления превращали быт в праздник. Сентябрем 1663 г. датируется представление “Версальского экспромта” Мольера. В 1664 г. ставили “Удовольствия заколдованного острова” первой фаворитки Людовика XIV – мадемуазель де Лавальер, в 1668 г. “Большой королевский дивертисмент” второй фаворитки – мадам де Монтеспан. Короли имели вкус к театру и музыке. Людовик XIII сочинял музыку, Людовик XIV играл на гитаре и клавесине. Для версальской капеллы были сочинены мотеты Делаланда и Куперена старшего.

Праздники и спектакли происходили не только во дворце. Спектакли разыгрывали на Мраморном дворе, в садах устраивали особые представления, когда все фонтаны последовательно погружались в воду. Сады были дворцом на природе. Они начали планироваться уже при Людовике ХШ и состояли из партеров и боскетов. Партер – открытый участок земли, “вышитый” орнаментами, боскеты – маленькие рощицы, квадратные в плане. На них располагались бассейны, фонтаны, статуи, архитектурные постройки. Мраморные и бронзовые персонажи, представляющие все виды обитателей земли, неба, подводного царства, разыгрывали подлинные спектакли среди воды, на зеленых лужайках, в прохладных гротах. Мастерство их создателей было столь убедительно, что сегодня они кажутся истинными хозяевами и хранителями этих мест. Не меньшее восхищение они вызывали у современников, примером чему могут служить великолепные стихи Лафонтена из поэмы «Любовь Психеи и Купидона», посвященные Версалю. Особенный восторг поэта вызывал грот Фетиды. Это был маленький павильон, прямоугольный в плане, имевший наверху открытый резервуар. Интерьер, покрытый раковинами и цветными камнями, содержал гидравлический аппарат. Глобус, заказанный Людовиком XVIу географа Мантеля для занятий сына. Кон. XVIII в.

Такие чудеса скрывает этот грот,
Что кругом голова у всякого пойдет.
В нем украшения – какая радость взорам! –
Заставят первенство признать то за скульптором,
То за искусником, что воссоздать здесь мог
Все, чем прославился морских богов чертог.

Скульптор изваял Аполлона, за которым ухаживали нимфы, и группы коней Солнца. У всех современников сюжет вызывал ассоциацию с владельцем замка. Идею грота приписывают братьям Перро. Шарлю Лебрену, очевидно, принадлежал рисунок этой скульптуры, как и большинства скульптур парка. Мастерами, воплотившими его идею, были Франсуа Жирардон, братья Бальтазар и Гаспар Марси, Этьен Леонгр, Пьер Легро, Томас Реноден, Жан-Батист Тюби.

В 1801 г. Версаль становится музеем. Этот этап жизни Версаля тоже имеет почтенную историю и предысторию, Людовик XIV собрал в своем замке значительные коллекции: получив в наследство сто пятьдесят картин, к 1710 г. он имел уже триста. Многие части замка были специально обустроены для хранения и экспонирования произведений искусства. Идея открытого для публики музея, где показывались бы королевские коллекции, восходит к середине XVIII в. Ее начали реализовывать в 1793 г. Декрет 1794 г., к счастью, исключил продажу замка, который был сохранен для “утехи народа”, однако было принято решение о распродаже королевской мебели. Поэтому, за исключением нескольких вещей, обстановка дворца принадлежит более позднему времени. В 1797 г. Версаль стал музеем Французской художественной школы, поэтому главные произведения зарубежного искусства из королевской коллекции были перемещены в Лувр.

В 1837 г. король Луи-Филипп создал в Версале Музей истории Франции. Король решил запечатлеть в истории “все победы, прославившие Францию”. Позднее это деяние рассматривали как «шедевр политической пропаганды». Создатель музея стремился доказать, что орлеанцы, младшая ветвь Бурбонов, вовлеченная в революцию, имела предназначение скрепить национальное единство. Однако не это делает собранные в Батальной галерее Версаля полотна значительными. Творения Эжена Делакруа, Ари Шефера, Леона Куане, Ораса Верне, Антуана Гро, Жака Луи Давида не зависят от политической конъюнктуры.


И ЕЩЕ О САДАХ ВЕРСАЛЯ

Недавно над Францией пронесся чрезвычайной силы ураган и вырвал с корнем много старых деревьев. Очень пострадали терраса Сен-Жермен в Лае (где родился Людовик XIV) и парк в Версале (именно королю принадлежала идея создания этого парка, а Ле Нотр воплотил ее). За дело взялись лесорубы. Сегодня на месте старых посажены новые деревья. Версальский парк и терраса Сен-Жермен снова стали молодыми — это настоящее чудо: Версаль вновь стал таким, каким его видел молодой король. Людовик XIV не мог видеть той пышной листвы, которая часто появляется в акварелях Бенуа. Сегодняшний Версаль, безусловно, больше похож на тот, который видел молодой король. Появились молодые деревца, парк in statu nascendi, он только рождается, как сказал бы Андрей Белый, — он в процессе становления.

Иначе говоря — это замечательный проект пейзажной архитектуры, проект в движении и росте. Никто не знает, каким будет конечный результат. Парк — это не Минерва, выходящая из Юпитера уже вооруженной. Парк Людовика XIV, с его фонтанами, балетами, менуэтами, пышностью, присущей поре большого короля, начал распространяться далее в Европу. Вена и Потсдам, Александрия в Белой Церкви и Петергоф — это тоже парки, замечательные проекты эстетической, социальной, космической организации пространства. Шедевры растительной архитектуры, которые создавались для торжеств, праздников, — это было определенное упорядочивание мира, они похожи на большие философские системы, построенные через неравные промежутки времени философами поры Людовика XIV, Декартом и Мальбраншем, Кантом и Гегелем. Все это телеологические идеи, которые сходятся к одному центру, даже если он остается непознаваемым, как это мы видим у Канта. Архитектора парка и основателя нового учения объединяет то, что они творят для вечности. Историк наследует их, и, в свою очередь, как говорит Поль Рикер, «режиссирует интригу», рождая всеобъемлющую повесть. Повесть Жуля Мишле — один из прекраснейших парков французского языка. Самый лучший русский парк создал Карамзин, а украинский — Костомаров.

Но человек живет, скорее, со своего маленького огорода, чем с парка принца, короля или муниципалитета. На огороде господствует иная растительная философия, ограниченная, прикладная, закрытая (она соответствует русскому слову «огород» или украинскому «город»). Там господствует бриколаж (кустарничество). Историки и философы сегодня, скорее, практики бриколажа (кустари), чем «режиссеры интриги»; скорее садовники, чем творцы парков.

Как вы знаете, сначала был сад, Сад, Эдемский сад. Все небольшие сады в монастырях, а также изображенные на фресках, миниатюрах и гобеленах с Анже, со сценами Апокалипсиса, — все это ностальгия по утраченному Саду. Средневековый Hortus conclusus отвечает нашему желанию, поскольку объединяет в себе парк и огород, в нем живет красота. Стены, которые окружают его, оберегают наше абсолютное счастье единства растений и мирового порядка. Но иногда сад остается недоступным, и тогда поэт блуждает вокруг него. Например, у Александра Блока этот Сад носит название «соловьиного сада». Альпийский сад — это швейцарский образец этого хронотопа Рая. В Женевском университете, с которым связаны тридцать лет моей жизни, есть замечательный альпийский сад — живая коллекция всей флоры Альп. К сожалению, сегодня его редко посещают.

Большая ботаническая страсть в Европе понемногу угасает. К сожалению, в данное время толпы европейцев тянутся к Дисней-ленду, его замкам, садам и иллюзорным аттракционам. Homo botanicus — вымерший вид человека (больше не существует). Набоков, с сачком в руках и металлической коробкой через плечо, больше не блуждает по склонам над Женевским озером, вблизи Монтрэ. Его мотыльки занимают несколько десятков просторных ящичков во дворце Рюмина (Пале де Рюмин), подаренном русским князем Рюминым городу Лозанна. Наука о бабочках, леридоптерология, и ботаника — вот два хобби джентльмена, любившего ходить пешком.


Жорж НИВА


Дворцы и фонтаны Версаля

Дворцы и фонтаны Версаля Материалы рубрики готовятся журналом «Вокруг света» совместно с Центром Всемирного наследия в Париже и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД РФ

   Версаль... От Парижа до резиденции французских королей не более получаса езды. Золоченый дворец виден издалека. Чтобы дойти до него, надо пересечь площадь, мощенную тысячами булыжников и похожую на гигантский черепаший панцирь. Идти по ней довольно трудно и, может, потому вспоминаются не только роскошные кареты, въезжавшие сюда...

   1789 год. Толпы изможденных женщин подошли к Версалю, требуя выхода короля. Впереди, верхом на лошади, с пистолетом в руке, с развевающимся красным шарфом скакала Теруань де Меркюр. Одна из первых она ворвалась в Бастилию, а потом возглавила поход женщин на Версаль.

Голодный бунт испугал Людовика XVI, и он поспешно бежал в свою резиденцию в Париже. В состоянии отчаяния бедняки могли уничтожить великое создание зодчих, ошеломленные его роскошью и богатством. К счастью, этого не произошло. Они не стали разрушать то, что отчасти являлось и их достоянием — достоянием великой французской культуры. Они шли не разрушать, а требовать справедливости.

По Версалю можно бродить часами, любуясь скульптурами, дворцами, садами, фонтанами...

...Королевский дворец, строительство которого было начато во времена Людовика XIV (1661 г.), согласно записям тех лет, «стоил 15228287 ливров, 10 су и 3 денье». Тщеславного юного короля называли Королем-Солнце. Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились долгие годы, и строительство закончилось при Людовике XVI.

Сколько бы раз я ни бывал в Версале, меня всегда поражало его величие. Сквозь огромные резные двери вхожу в необъятный зал, а впереди видны проходные золоченые покои. Невероятно трудно представить дни и ночи единственного властелина и пленника этих бесконечных палат.

В правой части дворца, неподалеку от входа, находится Королевская капелла. Большой алтарь окружен бронзовыми фигурами древнегреческих богов — работа Корнеля ван Клеве, а орган изготовлен одним из выдающихся органных мастеров Робертом Клико. Пол выложен мрамором разных цветов, в центре его — королевский герб. Капелла состоит из двух ярусов. Спиральная лестница ведет наверх — туда могла войти только королевская семья. Фрейлины располагались внизу. Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.

По Версалю можно бродить часами, любуясь скульптурами, дворцами, садами, фонтанами...

Обычно после мессы король отправлялся в один из девяти парадных залов. Теперь туда идут толпы туристов, подолгу останавливаясь в каждом. Пышно украшенные многоцветным мрамором, лепниной, бронзой, дорогими гобеленами, они названы именами мифологических героев: зал Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы...
Хотя я знаю, что впереди — Зеркальная галерея, все равно каждый раз она поражает воображение.

Огромный зал длиной 73 метра, шириной 10 метров и высотой с пятиэтажный дом кажется дворцом в дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними — проемы с зеркалами, создающими ощущение безграничности зала.

В Зеркальной галерее невольно прикрываешь глаза от блеска люстр из богемского хрусталя.Во времена Короля-Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи были отлиты из серебра. Многое сохранилось и по сей день. В Зеркальной галерее невольно прикрываешь глаза от блеска люстр из богемского хрусталя. Консоли из позолоченного дерева с мраморными столешницами, вазы из порфира, античные бюсты...

Неподалеку от галереи находятся апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание — большая, размером почти с комнату, кровать. Над альковом — балдахин, украшенный страусовыми перьями. Всякий раз гиды, ведущие туристов из разных стран, обязательно рассказывают один и тот же эпизод.

...По сложившейся исстари традиции королева Франции рожала «публично». Версаль был открыт для всех, и накануне родов королевы — переполнен. Когда появилась на свет одна из принцесс, в спальне столпилось столько народу, что королю пришлось собственноручно открыть окно для проветривания.

Разделяет апартаменты короля и королевы Галерея битв. Почему именно «битв», мне не удалось выяснить ни у одного экскурсовода. Видимо, тайны королевских взаимоотношений свято хранятся и по сей день примерными французами.

Апартаменты короля занимают несколько залов. Примечателен зал «Бычий глаз». Все сохранилось, как и много веков назад. Так и кажется, что сейчас войдут придворные, обмениваясь новостями и сплетнями в ожидании пробуждения монарха.

А в просторной спальне просыпается Людовик XIV. Двое слуг уже держат кружевную рубашку, четверо подают стакан вина. В это время в зале «Бычий глаз» раздается громкий голос: «Господа, король проснулся!»
Требуется несколько часов, чтобы обойти дворец. Комнаты дочерей короля, малые апартаменты, фарфоровый зал, библиотека...
Сквозь исполинские окна можно любоваться геометрической планировкой садов, разбитых знаменитым Ленотром. Их совершенству и гармонии пытались подражать владыки всех стран Европы.

Часами бродя по Версальским садам, я так и не смог раскрыть секрет их безграничной глубины, созданной Ленотром. Недаром и французские, и зарубежные историки утверждали, что Ленотр в своем стремлении выразить идею недосягаемости королевской персоны придал садам Версаля исключительную грандиозность. Он спланировал аллеи, расходящиеся из центра подобно лучам солнца, а не под прямым углом, как было принято раньше.
Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, украшенными скульптурами, раскинулся почти на ста гектарах.

Я иду по парку и замедляю шаг у группы туристов. Французские экскурсоводы редко повторяют один и тот же текст. Вот и сегодня узнаю новое о фонтанах, построенных при Людовике XIV.

— В то время было очень трудно обеспечить 1400 фонтанов водой: они требовали в час 62 тысячи декалитров, — рассказывает экскурсовод. — Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены.

Приятно отдохнуть в укромной беседке.Органично вписались фонтаны в зеленое буйстводеревьев и яркие всполохи цветочных клумб. В Версальском саду цветы — круглый год. Традиция продолжается.
...Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов, и потому замены «цветочных сцен» производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз. Их можно увидеть и в наши дни.

От долгой прогулки по садам устают глаза, блекнут краски и появляется желание отдохнуть. Как по волшебству возникает одноэтажный дворец — это Большой Трианон, Здесь король обедал в парадном зале, отделанном розовым мрамором и голубыми изразцами, привезенными из Дельф.
Если пойти в противоположную сторону, попадешь в Малый Трианон, построенный для пикников и развлечений.
Реставрация этого огромного исторического памятника, по праву ставшего частью всемирного наследия человечества, не прекращается и по сей день.

Vokrug sveta.



Другие материалы по теме
Категория: Франция | Добавил: Val (07 Февраля 07)
Просмотров: 2518
Категории раздела
Россия [1]
Франция [1]
Австрия [0]
Чехия [0]
Польша [0]
Италия [0]
Испания [0]
Германия [0]
Дания [0]
Швеция [0]
Эстония [0]
Словакия [0]
Финляндия [0]
Литва [0]
Португалия [0]
Украина [0]
Венгрия [0]
Норвегия [0]
Англия [0]
Бельгия [0]
Нидерланды [0]
Япония [0]
Грузия [0]
По Европе [1]
РИМ [0]
Северная Корея [0]
Для души [0]
Из просторов Инета
Туризм: материалы для профессионало [0]
События в ЕВРОПЕ [0]
Фестивали,конкурсы,концерты....
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта