Вт, 30 Апреля 24, 07:56
Приветствую Вас Гость

SITE LOGO


Википедия: история ордена Тамплиеров

Oснование ордена

Мраморные кенотафы тамплиеров в Круглой церкви лондонского Темпла.
Мраморные кенотафы тамплиеров в Круглой церкви лондонского Темпла.

Тамплиеры (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) — первый по времени основания[1] из религиозных военных орденов. Орден был основан в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода чтобы поддержать новое Иерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов, направившихся в Иерусалим после его завоевания. Следует, конечно, различать реальное основание ордена и начало его деятельности с одной стороны и официальное признание Папой Римским в качестве самостоятельного монашеского братства — с другой.

Связь с Храмом Соломона

«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня[2] «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина II. Главная резиденция тамлиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали Купол Скалы (Куббат–ас-Сахра) в Храм Соломона.[3] Отсюда и название самого ордена. В документах 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма».


«Подлинный Храм в Иерусалиме — Храм, в котором они живут вместе, не столь величественный, правда, как древний и знаменитый Храм Соломона, но не менее прославленный. Ибо всё величие Соломонова Храма заключалось в бренных вещах, в золоте и серебре, в резном камне и во множестве сортов дерева; но красота Храма нынешнего заключена в преданности Господу его членов и их образцовой жизни. Тот вызывал восхищение своими внешними красотами, этот почитается из-за своих добродетелей и святых деяний, и так утверждается святость дома Господня, ибо гладкость мрамора не столь угодна Ему, как праведное поведение, и Он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен.»

— Exhortatio S. Bernardi ad Milites Templi, ed. Mabillon. Parisiis, 1839, torn. I, col. 1253-1278

«Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, всё великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего — религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем — благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочёными филёнками.
Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом сёдлами, упряжью и копьями.»

— Бернар Клервоский (1091-1153), «Похвала новому рыцарству»

«В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы — среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен — посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.
Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков.»

— Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), «История магии»

Деятельность в эпоху крестовых походов

Печать рыцарского ордена тамплиеров. Двое всадников символизируют обет бедности или двойственность монаха и солдата
Печать рыцарского ордена тамплиеров. Двое всадников символизируют обет бедности или двойственность монаха и солдата

По одной версии, в течение последующих девяти лет девять рыцарей не принимают в своё общество ни одного нового члена. Но следует отметить существование фактов, позволяющих либо усомниться в создании Ордена в 1118 году, либо в его девятилетней замкнутости. Известно, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский. К 1126 году было принято ещё два человека.

Финансовая деятельность

Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счётными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с 489.5 г золота (время Каролингов) до 89.85 г в 1266 г. и до 72.76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г. (3.537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284 г. В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203 г.), Флоренции (ок. 1235 г.), Франции (ок. 1235 г.). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер — что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года — когда ливр колебался в пределах 367—498 г., а можно по уровню 1318 г. — ливр 72.76 г. Т.о. автор какой-либо работы может, оперируя данными, получить нужный ему результат — об огромной величине богатства тамплиеров, например.

Нужно заметить, что ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации. Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи . Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё» . Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение оттуда . Величина кредита 2/3 суммы залога.

Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус — не только светской организации, но и духовной — следовательно нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство . Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (давать деньги в рост, евреям, например).

Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Ордена брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету! Т.о. денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.

У Ордена можно было взять ссуду под 10 % — для сравнения: кредитно-ссудные кассы брали 40 % ; евреи — 40 % . Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.

По мнению Стюварда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».

Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г. около 10500 мануариев. Мануарием в Средние Века называли земельный участок размером 100—200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.

Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле . При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», — пишет С. Г. Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов.

Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе — дороги, церкви, соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.

За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше», — говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было, по мнению С. Г. Лозинского, отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина! Явление, исключительное для Средневековья.

Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.

В 1291 г. Акка пала, и ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Ещё задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план.

Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам — рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов, и рыцарей, и сервентов.

Благодаря прочной сети командорств — в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, — покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам.

Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество. Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др.) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.

 Уничтожение ордена

 Cекретные переговоры короля французского с папой римским

Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королем, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более что встревоженный орден не рискнул возражать против проведения следствия.

Тогда Филипп IV решил, что настало время нанести удар. 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелегкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Нечего было и думать о сопротивлении.

Король делал вид, что действует с полного согласия папы. Тот же узнал о мастерской «полицейской» акции, проведенной Филиппом, лишь после её свершения. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения.

Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки и в результате, конечно, были добыты нужные показания. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом велся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же, о том, кто унаследует их богатства.

 Обвинения

Рассмотрим как в то время выглядели заблуждения, приписываемые тамплиерам. Г. Ли выделяет следующие пять, приписываемые Ордену Храма: 1)Отречение от И. Христа и плевок на крест. Одно из наиболее точных объяснений этому ритуалу дал Ч. Гекерторн. Он видит здесь характерную для Средневековья театрализованность церковного обряда, параллель с отречением св. Петра. Орден принимал, таким образом, человека, отринувшего Христа и осквернившего Святое распятие — то есть совершившего святотатство. И из этого вероотступника Орден делал качественно нового христианина — Рыцаря Христа и Храма — навечно этим привязывая к себе. Другой вариант предлагает Г. Ли, подтверждая его фактами. Он говорит, что отречение было испытанием на обет повиновения старшим, который возводился в Ордене в культ. Например, когда Жану д`Омону при посвящении в Орден приказали плюнуть на крест, он плюнул, потом пошёл на исповедь к одному францисканцу, который его успокоил и в качестве искупления приказал поститься три пятницы. Рыцарь Пьер де Шеррю при посвящении по приказу произнес фразу: «Отрекаюсь от Бога», — на что приор пренебрежительно улыбнулся. Не все однако с легкостью соглашались отречься от Бога и плюнуть на крест — многих братьев приходилось потом успокаивать (как Эда де Бюра), говоря, что это была шутка.

2)Поцелуи в различные части тела. Генри Ли предполагает, что это могло быть либо испытанием на повиновение, либо издевательство рыцаря над служащим братом. Поцелуи обычно требовали только от служащих.

3)Содомия. Она представляла обычное в то время явление. Можно вспомнить к примеру процесс 1292 года, когда из-за содомии были выгнаны из Парижского университета многие профессора и богословы. Короче, Амбелен писал: «…что, по видимому, испорченность нравов была распространена в среде тамплиеров не более, чем в других рыцарских орденах…». С этой мыслью трудно не согласиться. В романе известного медиевиста Умберто Эко «Имя розы» содомия показана бытовым явлением монастырской жизни.

4)Освящение носимой поперек тела веревки вокруг идола. Согласно показанием одного священника тамплиеры доставали веревку любыми путями, причем если она рвалась, то использовали даже плетеный тростник.

5)Священники Ордена не освящали Святые Дары при причастии и искажали формулу мессы. Во время процесса священники, жившие много лет с тамплиерами Востока, неоспоримо доказали, что священники не искажали формулы освящения мессы. Согласно Р. Амбелену здесь следует видеть обряд так называемой «пустой мессы». Что же касается искажения формулы мессы — не произнесения слов «Ecce enim corpus meum…» (Это есть мое тело…) — то уровень образованности священников, по мнению ряда авторов, был слишком низок, латынь они знали слабо и некоторые строки по забывчивости пропускали.

Таким образом, из перечисленных «заблуждений» только содомия была хотя и объяснимым, но незаконным и наказуемым делом. Остальные обвинения, пишет И. Г. Григулевич, «…были явно высосаны из пальца и представляли собой плод далеко не бурной фантазии французского короля и его сообщников».

Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах

Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. Именно на её примере историки обычно рассматривают процесс. Складывается впечатление, что аналогичный вид — пытки, тюрьмы и костры — он имел и в других странах. Но так ли это? Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали обычно: • не внезапно, как во Франции; • могли брать слово чести и оставлять в своих замках — как в Англии и на Кипре; • могли вообще не арестовывать, а вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Впрочем, тамплиеры бывало являлись и сами.

И, конечно, жгли тамплиеров на кострах не везде. Были сожжены: • 54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее ещё 4 тамплиеров; • в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе • 3 тамплиеров в Пон де Л`Арк; • де Молэ и де Шарнэ 18 марта 1314 года. Это во Франции. В других странах: • в Лотарингии жгли многих, но заметим, что герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого; • сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге; • возможно сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не был сожжен ни один тамплиер.

Таким образом, утверждение о сотнях костров по всей Европе является полным абсурдом. В Англии и в Испании потребовались специальные королевские ордонансы для применения пыток к тамплиерам. По английским законам, например, пытка была запрещена. Церковь получила у Эдуарда Английского разрешение на пытки тамплиеров. Это разрешение называлось «церковным законом». Испорченность эпохи дала имя «церковного закона» позорнейшему злоупотреблению, перед которым отступал ещё закон гражданский. В Арагоне дело обстояло лучше: закон также не признавал пыток и кортесы не дали разрешение на их применение.

В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена, то есть служащих братьев. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжелые и ценные с точки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний будучи осужден Великим Магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.

В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжёг рыцарей из четырёх монастырей — за что их родственники причинили ему потом большие неприятности. Архиепископы Трира и Кёльна в 1310 году уступили свои полномочия по отношению к тамплиерам Бурхарду III Марбургскому за их земли. Архиепископ Майнца Пётр навлек на себя недовольство Климента V за оправдание тамплиеров: а что было делать бедному архиепископу? У тамплиеров были неоспоримые доказательства своей правоты: на созванный 11 мая 1310 года собор командор Гуго Сальм явился сам и привел всех двадцать тамплиеров; их плащи бросили в костер и кресты на них не сгорели. Это чудо сильно повлияло на общественное мнение и их оправдали. В той же Германии Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров приведя случай, когда во время голода при увеличении цены на хлеб с 3 су до 33 тамплиеры из монастыря в Мостере кормили 1000 человек ежедневно. Тамплиеры оправданы. Узнав о таком исходе дела Клемент V приказал Бурхарду III Марбургскому взять дело в свои руки — результат неизвестен.

Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. Большинство тамплиеров заперлось в семи замках, некоторые сбрили бороды и скрылись. Командором Арагона был тогда Рамон Са Гвардия. Он укрепился в Миравете. Также тамплиеры укрепились в замках Аскон, Монтсо, Кантавьеха, Вилель, Кастельот и Чаламера. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. В ноябре 1308 года сдалась крепость Кастельот, в январе 1309 — крепость Миравета, Монсо и Чаламера — в июле 1309 года. К ноябрю 1309 года тамплиерам из остальных крепостей было разрешено выйти группами по 2—3 с оружием в руках. Рамон Са Гвардия 17 октября обратился к вице-канцлеру папы Арнольду, указывая, что тамплиеры, находящиеся в плену по 20—30 лет не отрекаются от Бога, тогда как отречение дает им свободу и богатство и даже сейчас 70 тамплиеров томятся в плену. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий. Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе. Рамон Са Гвардия удалился на Майорку.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 — рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы на честное слово. Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) четко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: «На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы.» Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену — всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.

На Майорке все 25 тамплиеров с 22 ноября 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гвардия. На процессе 1313 года тамплиеры признаны не виновными.

Во Франции тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьмы с 6 часов утра 13 октября 1307. К ним сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов среди, тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер.

Каков же итог всего этого процесса? 3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу «Vox in excelso», в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях — это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом пользы он приносить не будет и должен быть расформирован.

Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.

Тамплиеров выпускали из тюрем даже во Франции, кроме руководства. Частью они влились в орден св. Иоанна. На Майорке тамплиеры жили в крепости Мас Дё, каждый из них получал от 30 до 100 ливров пенсии. Рамону Са Гвардии была назначена пенсия в 350 ливров и доходы от сада и виноградника. Последний из тамплиеров Майорки умер в 1350 году — звали его Беранжель де Коль.

В Кастилии тамплиеры оправданы, многие из них стали отшельниками, причем после смерти их тела не тлели. В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами король Денис основал Орден Иисуса Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.

Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно. Во Франции на долю короля и его семьи приходилось: • 200000 ливров из Тампля плюс 60000 ливров за ведение процесса; • деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена; • драгоценности тамплиеров; • доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса; • 200000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле; • 500000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу Бланки; • 200000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами; • 2500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлен; • платежи по векселям тамплиеров; • долги королевской семьи. Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя — причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога».

С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на неё, если бы инквизиционное судопроизводство не дало в руки людей ловких и мало стеснительных, необходимые средства, чтобы облечь в законную форму простой грабеж.

Сожжение тамплиеров
Сожжение тамплиеров

Легенда о проклятии

Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V. Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.

Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове Великим Магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.

Так или иначе все трое вызванных умерли в течение года. По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии: от обычных физических до оккультных. Для нас сейчас не имеет ни какого значения существует ли эта высшая справедливость, осуществляющая Божий Суд, или её нет — главное, что в неё верили в то время. А кто подсунул Ногаре отравленную ядом свечу или что такого произошло с Филиппом IV на охоте нам уже не важно.

 

 Теории различных исследователей об Ордене Тамлиеров

В западной историографии на протяжении уже многих лет наблюдается тенденция широкого развития в изучении истории Ордена Храма. Основной тезис этих работ вынесен в название главы. В Париже книжные магазины и издательства предлагают множество работ и трактатов, посвященных Ордену; некотор

Категория: Франция | Добавил: Val (18 Октября 07)
Просмотров: 4338
Категории раздела
Россия [1]
Франция [1]
Австрия [0]
Чехия [0]
Польша [0]
Италия [0]
Испания [0]
Германия [0]
Дания [0]
Швеция [0]
Эстония [0]
Словакия [0]
Финляндия [0]
Литва [0]
Португалия [0]
Украина [0]
Венгрия [0]
Норвегия [0]
Англия [0]
Бельгия [0]
Нидерланды [0]
Япония [0]
Грузия [0]
По Европе [1]
РИМ [0]
Северная Корея [0]
Для души [0]
Из просторов Инета
Туризм: материалы для профессионало [0]
События в ЕВРОПЕ [0]
Фестивали,конкурсы,концерты....
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта