Чт, 16 Мая 24, 15:01
Приветствую Вас Гость

SITE LOGO


Автобусом на фьорды. Часть1
Часть 2
8. По воде и рельсам.
Из Бергена мы поспешили на Согнефьорд, откуда предполагалось совершить прогулку на кораблике по самой узкой его части – Неройфьорду. По дороге мы сделали остановку у водопада Твиндефоссен, низвергающегося вниз по красивым каменным террасам с высоты 150 метров. Надо сказать, что такого красивого водопада я не видела никогда, и даже знаменитый Рейнский не произвел на меня столь сильного впечатления! У его подножия был разбит палаточный кемпинг, и я втайне позавидовала его обитателям, имеющим возможность созерцать это великолепное зрелище подольше. Мы же попрыгали по камушкам, на которые водопад обрушивал свои потоки, умылись его пенящейся холодной водицей, по словам Натальи, носящей омолаживающий характер. Правда, свое обещание пускать после этого в автобус по документам, наш гид не выполнила, поскольку всех смогла идентифицировать. Ну вот, а я то надеялась снова сесть, если не за школьную парту, то хотя бы на академическую скамью.
 
В ожидании кораблика мы бродили по берегу у причала. Помимо поросших травой домиков с кафе и сувенирными лавками, это туристическое место было украшено фигурами викингов и уменьшенным макетом их корабля. А рядом было место исторической реконструкции с шалашом, шкурами, чучелом оленя, где люди в почти первобытных одеяниях обустраивали свой быт. С деревянного мостика открывался великолепный вид на серые скалы с голубоватыми, подсвеченными солнцем, вершинами и утопающими в зелени стенными террасами, разрезанными ниточками водопадов.
Честно говоря, любой самый комфортабельный кораблик на свете я бы в тот момент легко променяла на обычную весельную лодку или байдарку, чтобы пройти на ней самой по узким и извилистым фьордам среди этих гор! Кораблик по Нейрофьорду шел быстрее предыдущего, но все туристы стойко держались на его открытом, обдуваемым ветром носу, желая получить полную гамму удовольствия от расступающихся прямо перед ними скалами, за которыми открываются водопады, один красивее другого. На этом кораблике не было анимации, да она здесь и не была нужна. На его крытой палубе также можно было погреться чаем и вафельными блинчиками с джемом и взбитыми сливками. Наталья все так же вещала нам из капитанской рубки информацию о проплываемых объектах, а мы следили за водным маршрутом по розданным нам картам.
 
То ли из-за хорошей погоды, то ли из-за того, что сам этот фьорд показался мне живописнее Лисефьорда, данная прогулка мне запомнилась куда больше, хотя и была гораздо менее продолжительной предыдущей! Кораблик причалил прямо к станции железной дороги Флом. В деревянных пристанционных, выдержанных в едином стиле красивых домиках у подножия высоченных гор, располагался вокзал с продажей билетов, буклетами с картой железнодорожного пути и висящими на стене часами, показывающими время городов различных часовых поясов (европейское, американское…), ну и, разумеется, сувенирными лавками.
 
Честно говоря, я представляла себе вагоны поезда Фломской железной дороги похожими на те, в которых путешествуют туристы вокруг развлекательных парков, типа Порт Авентура в Испании, то есть – старинные деревянные открытые вагончики без стекол с висячими фонарями и длинными лавками, кои мы привыкли видеть в зарубежных фильмах 30-60-х годов. На самом деле поезд выглядел достаточно обыкновенно, за исключением внутреннего деревянного убранства вагона 'под старину', напоминающего показанный в новогодней сказке 'Полярный экспресс'.
 
Несмотря на то, что группа оккупировала целый вагон, фотографирующие туристы тут же сгрудились у немногочисленных открывающихся форточек. Поезд медленно поднимался все выше, ныряя в туннели, извиваясь на поворотах так, что можно было сфотографировать его головные вагоны, и открывая восторженным туристам всё новые горные пейзажи с водопадами, бурными реками и карабкающимися на склоны домиками. По пути была остановка у очень бурного водопада Кьосфоссен, обдающего фотографирующихся рядом с ним на площадке туристов многочисленными брызгами.
 
На высочайшей железнодорожной точке – станции Мюрдал туристы высыпали на платформу и, кутаясь в куртки от холодного дыхания вечера и высокогорного воздуха, активно фотографировались на фоне заснеженных горных вершин, до которых казалось совсем недалеко. Наверное, железнодорожная поездка в горы на поезде произвела бы на меня гораздо большее впечатление, если бы до этого мною не было совершено чем-то похожих путешествий. Так, я хорошо помню фотографирование на извилистых поворотах паровозика, который тянул наш состав на высокогорном участке, ныряя в туннели при поездке в Карелию.
 
А сколько прорубленных в скалах туннелей и построенных еще в царские времена мостиков преодолел наш тепловоз 'мотаня' за 89 километров Кругобайкальской железной дороги (участке бывшего Транссиба), соединяющей станции порт Байкал – Слюдянка! И хотя дорога эта не высокогорная, а вагоны представляли собой обычные списанные плацкартные и бич-вагон (теплушку), но встреча рассвета над бескрайней водной гладью Байкала, по кромке берега которого идет поезд, и подпирающие железнодорожное полотно с другой стороны поросшие цветами скалистые горы запомнились мне на всю жизнь.
 
Прогулка по Флому эти впечатления не затмила, но дополнила. На ночевку мы приехали в тихую деревушку, спрятавшуюся среди гор. И хотя достопримечательностей местность явно не сулила, мы с Катей и Верой решили отправиться на исследование окрестностей. В деревне нами были обнаружены национальные танцы под оркестр на открытой деревянной площадке. Делая вид, что не понимаем расставленных кругом заграждений, мы спокойно преодолели их и уселись за столики 'зрительного зала', намереваясь заказать себе чего-нибудь и влиться в деревенскую массу музыкальных фанатов. Поэтому после номера мы активно зааплодировали. Но это не помогло. К нам подошла девушка и вежливо заявила, что сие представление платное и даже очень, причем независимо от сделанного заказа. Пришлось удалиться.
 
Рядом с деревней расстилался огромный многонациональный кемпинг, на краю которого мы обнаружили большого ежа, быстро ретировавшегося от нашего навязчивого внимания. Несмотря на довольно раннее время, кемпинг был погружен в сон и не подавал признаков жизни. Из всех его обитателей мы встретили лишь подростков на берегу озера, которые что-то кричали нам, пока девчата пытались запустить по водной глади горящие разноцветные свечки. К сожалению, горы плохо закрывали озеро от ветра, и свечки очень быстро гасли. Но все же я успела запечатлеть Веру и Катю на их фоне. После этого я зазвала девчонок обратно, чтобы успеть вернуться до полуночи, памятуя о том, что европейские отели, расположенные на таком отшибе, имеют свойство закрываться на ключ после определенного времени.
 
9. Подъем к леднику и цветущий Гейрангерфьорд… или дорога Орлов – это круто!
 
В этот день нам наконец-то представилась потрясающая возможность немного исследовать природу Норвегии практически самостоятельно. Если раньше мы наблюдали фьорды и скалы с борта кораблика или из окна вагончика Фломской железной дороги, то на этот раз мы должны были совершить небольшой подъем в горы к леднику Бриксдайл своими собственными ногами. Поскольку в свои совсем юные и поэтому не слишком финансово-благополучные годы мои путешествия по просторам нашей необъятной Родины проходили именно таким образом, данная прогулка была для меня наиболее приятна, чем все предыдущие кораблики. Пожалуй, самые сильные впечатления от тура, несмотря на неоспоримое великолепие фьордов, у меня остались именно от этой экскурсии.
 
Горный воздух, извилистая тропа, бурные реки под мостиками, и падающие на раскрытые ладони брызги водопадов, рядом с которыми ты проходишь, и вот уже вдалеке показался сияющий на солнце снежный язык, спускающийся с высокой горы. Впрочем для тех, кто не находит романтики в подобных прогулках, на гору поднимают машинки-вездеходы. Но сколько удовольствия при этом теряется! Когда подошли к леднику поближе, он оказался чудесного голубого цвета, с серыми оттенками у подножия, где снег был весьма подтаявшим. Отдельные его льдины плавали в воде ледникового озера.
 
Только представьте себе эту застывшую снежную лавину на фоне яркого солнца в окружении сочной зелени травы, где совсем рядом краснеет спелая земляника. Я слышала о таком явлении в Карелии (когда узнавала историю происхождения вышеприведенной мною любимой песни), в Хибинах на Кольском полуострове, но даже не представляла себе, что оно так великолепно. Замечательно смотрелись среди гор наши водители, также решившие совершить с нами подъем, в своих неизменных белых рубашках и при галстуках.
 
У ледника немножко прохладно, но набирать теплых вещей с собой не стоит, на подъеме к нему будет жарковато. Поэтому снежная свежесть наверху даже приятна. На ледник можно подняться в связке и специальных ботинках с кошками. Аренда соответствующего снаряжения предоставляется здесь же. Но для этого нужно побольше времени. Мы же ограничились съемками в подтаявших лазах ледника под его сводами, будто в снежных пещерах, и все равно остались очень довольны. У нижней точки маршрута на Бриксдайл, рядом со стоянкой автобусов туристическая инфраструктура представлена сувенирными лавками и кафе, в которых можно угоститься традиционной норвежской кухней и уже привычными нам вафельными блинчиками. Но еда здесь недешева. После посещения ледника мы отправились на прогулку по Гейрангерфьорду на кораблике, оказавшимся на этот раз обычным паромом, на которых мы постоянно (иногда и не по одному разу в день) перемещались в Норвегии. Это вызвало разочарование некоторых туристов, привыкших уже к плаванию на маленьких корабликах, арендованных только нашей группой. Здесь же паром был перенасыщен многонациональными пассажирами.
 
И все же Наталье удалось пробраться в капитанскую рубку, откуда она, наряду с экскурсиями на других языках, рассказывала нам о проплываемых достопримечательностях, главными из которых были, конечно, водопады 'Семь сестер' с соответствующим количеством спускающихся сверху рек, и 'Жених' почти напротив. Паром шел довольно быстро. Поэтому, когда нас сдувало с верхней палубы, мы спускались вниз на его закрытую часть наблюдать за проплываемыми окрестностями из окошка. Надо сказать, что все три фьорда, по которым мы путешествовали, были очень разными. Лисефьорд был представлен причудливыми высоченными скалами, Неройфьорд – узкими водными маршрутами среди синих гор, изрезанных ниточками рек, Гейрангерфьорд – буйной зеленью и великолепными водопадами.
 
Уже подплывая к причалу, где нас терпеливо ждал автобус, мы опять увидели самый большой европейский корабль Королева Мери II, который преследовал нас от самого Бергена. Его черно-бело-красный силуэт замечательно дополнял пейзаж с необыкновенного цвета голубой водой и зелеными горами, становясь с каждым поворотом нашего автобуса, карабкавшегося на высоченную гору, все меньше. Дальше наш путь стал еще круче: мы заехали на дорогу Орлов и насладились видами Стены Троллей.
 
Наша крутая горная дорога над обрывом совершила 11 изгибов, то и дело открывая перед нами мокрую стену от высокого пенящегося водопада и ниточки дорог далеко внизу с букашками-машинами. Вершины горной стены были окутаны туманом, отчего пейзаж выглядел еще более ирреальным. Те, кто и так плохо переносил горные кручи, позеленели еще больше, остальные же припали к окнам и активно щелкали затворами фотоаппаратов, едва не переворачивая автобус в пропасть. Казалось, еще немного и мы зависнем над ней. Особенно экстремально было, когда наш путь преградили рыжие коровы, с которыми мы с трудом разъехались. Благо, было это уже несколькими уровнями поближе к земле. Когда оказавшись внизу мы посмотрели наверх, откуда спустились, еще сильнее захватило дух. Оставалось только восхищаться мастерством наших водителей! Надо сказать, что дорога Орлов любопытна не только Стеной Троллей, но и пейзажами заснеженных гор, встречающимися фигурками троллей, украшавшими попадающиеся на пути домики и просто скалистые участки, а также навалами камней наподобие бурханов – бурятских Богов дороги, кои мне доводилось видеть на Байкале. По дороге мы сделали фотопаузу у высоченных вершин прячущихся в тумане гор. Электронное табло у их подножия показывало + 15 С.
 
Отель, в который нас поселили на этот раз, оказался очень необычным. Его серое старинное здание напоминало Дом с привидениями, наподобие того, что находится в парижском Диснейленде. Да и месторасположение для этого было весьма подходящим – прямо напротив полотна железной дороги. Правда, она совсем не мешала, и за все время пребывания в нем, мы так и не услышали ни одного проходящего мимо состава.
 
Пользуясь своим не слишком поздним приездом, мы спустились вниз посидеть в баре! Там туристка из нашей группы познакомила нас со своей внучкой, путешествующей по Норвегии на машине со своей мамой и именно здесь догнавшей бабушку. Потом в номере мы продолжили пиршество, сделав общий стол из запасов имеющихся у нас консервов, которое за разговорами, как всегда, затянулось на пару-тройку часов.
 
10. Древняя столица Норвегии – Тронхейм.
 
Утром мы переехали в Тронхейм, где нас в ожидании местного экскурсовода сначала распустили на свободное время. К сожалению, главная достопримечательность – собор XI века Нидаросдоммен был еще закрыт для посещения. Мы раскрыли карту и прогулялись по утопающей в цветах площади мимо колонны, венчаемой памятником основателю города – Олаву Святому, в сторону Королевского дворца. При этом мы далеко не сразу поняли, что скромный деревянный особняк безо всяких ограждений и есть тот самый дворец, и даже проскочили мимо. Но когда убедились в том, что, судя по карте, прошли слишком далеко, вернулись и стали его фотографировать.
 
Оттуда мы отправились в сторону знаменитых 'домиков на воде' Тронхейма, которые сильно отличались от виденных нами ранее зданий на набережных в Ставангере и Бергене. Они были яркими и разноцветными, с абсолютно ровными фасадами, и стояли на сваях. Поэтому набережной здесь фактически не было, за исключением тех редких мест, где стройная линия домиков прерывалась, открывая спуск к воде и обзор для фотосъемки. Но еще более живописный вид открывался со Старого моста с Воротами счастья, выполненными в прямо-таки китайском стиле.
 
На улочках Тронхейма нам встретился интересный монумент полному человечку с сумкой и в шляпе. Скульптура очень напоминала Павла Любимцева, фильм которого о Норвегии нам показывала Наталья, и вызвала у нас бурю радостных эмоций. Я сфотографировалась с ним, а Сергей пытался приладить к нему свои темные очки для большей достоверности образа. Потом была экскурсия с местным гидом. Она рассказывала, в принципе, интересно (с переводом Натальи). Но, к сожалению, центр города был нам показан лишь из окна автобуса. Выпустили нас на смотровой площадке, откуда открывалась панорама Тронхейма. Потом мы сделали фотопаузу у лыжного трамплина, откуда, несмотря на не очень зимнее время года, прыгали настоящие лыжники.

 

Закончилась экскурсия у крепости Кристианстен. Мы полазили по стенным валам, посидели на пушках и отправились обратно к кафедральному собору, который должен был уже открыться. За осмотр его внутреннего убранства взималась плата (хотя некоторые наши туристы смогли проникнуть туда на халяву). Честно говоря, мое перенасыщение соборами еще не прошло со времени приезда из майского тура по французским городам, осмотр каждого из которых начинался с посещения собора. Поэтому я не горела большим желанием попасть внутрь, и решила оставить знакомство с ним напоследок, если хватит времени.

 

Пока же я отправилась гулять по Тронхейму, который в этот день праздновал какое-то важное событие, вероятно, День города. На его главных площадях строились сцены, которые тут же огораживались, а на вход выставлялись билетерши. По Тронхейму передвигалась толпа, разодетая в карнавальные костюмы, за которой следовали местные жители и туристы. Периодически толпа останавливалась и показывала какой-нибудь театральный номер с песнями, плясками и с сюжетом, весьма понятным даже без знания языка. При этом к активному участию привлекались зрители. Надо сказать, что эта процессия буквально преследовала меня, каждый раз перекрывая наиболее короткие пути по городу. Как рассказали нам потом туристы, некоторым из них посчастливилось увидеть у собора короля с королевой, общавшихся с народом. Наверное, именно этим объяснялось утреннее закрытие Нидаросдоммен.

 

Рынок за собором был переполнен покупателями. Деревянные лавки под навесами ломились от продуктов и сувениров, впрочем, по довольно высоким ценам. Однако после мне удалось зайти в любимый магазин 'Семерочка', где стоимость на продукты была очень даже приемлемой. Там я потратила остатки своих крон, закупая закуску нам на вечер. Тут же мы хотели купить и пиво, поразившись его дешевизне, чтобы было, что закусывать. Но неожиданно молодой человек, услышав наше обсуждение, на русском с небольшим акцентом посоветовал нам пройти в какой-то местный магазин подальше, где, по его словам, в честь праздника пиво было еще дешевле. Следуя указанному им направлению, Алексей с Женей отправились на поиски того самого магазина, а я вернулась к собору. Но на его посещение времени уже не оставалось. Однако, судя по фото, которые мне потом продемонстрировал Сергей, внутренняя роспись собора библейскими сюжетами была столь необычна и интересна (подобного я еще не видела), что собор стоило посетить.

 

Честно говоря, по городу можно было погулять и подольше, поскольку в отель мы прибыли довольно рано. Располагался он в тихом провинциальном, очень зеленом шведском городке. Рядом с отелем находилась база отдыха, на полянке которой отдыхающие играли в мини-гольф. Сергей с Алексеем каким-то образом прознали о существовании неподалеку озера, и мы на него отправились. Там уже кидала камешки по водной глади самая активная часть нашей группы. Сергей с Алексеем решили не ограничиваться таким сомнительным развлечением и полезли купаться. Я втайне завидовала им, поскольку еще перед поездкой мечтала окунуться в какое-нибудь скандинавское озеро. С другой стороны, не знаю, отважилась ли я бы на такой безумный поступок: вечернее солнышко уже не грело, а вода была холодна.

 

За отчаянными русскими парнями наблюдали сидевшие на берегу в куртках одинокие местные жители, развлекавшие своих собак (да и наших туристов) киданием в воду палок. С мокрыми, но довольными ребятами мы преодолели железнодорожное полотно, по которому носились электрички, и отправились в центр города купить пива, что так и не удалось сделать Жене с Алексеем в Тронхейме по причине неудачи в отыскании магазина с демпинговыми ценами. Как только мы вышли на широкую улицу города, кафе стали попадаться буквально на каждом шагу, и цены на пиво там были очень даже приемлемыми, почти в два раза ниже, чем в баре нашего отеля. Но все они не устраивали нас обслуживающим персоналом явно нешведских кровей, а также отвратительным внутренним убранством в худших традициях старых советских столовых, жутким запахом и антисанитарией. Посетив пару-тройку таких заведений, похожих как братья-близнецы, мы все же решились закупить дюжину баночек пива в одной из них. Впрочем, сначала мы приобрели два разных вида. Но, испив его на улице под зонтиком одной из этих стремных забегаловок, выбрали лучшее, и тогда уже затарились на ужин по полной программе. Сам ужин докупили в магазинчике при автозаправке у нашего отеля, разнообразив традиционное меню из различных колбасных и сырных нарезок, прекрасным пирогом. Поэтому пир удался на славу!

 

11. В обратный путь.

 

На утро наш путь лежал в Упсалу, где по просьбам туристов мы были недолго. Все рвались в Стокгольм, чтобы провести там побольше времени. Мы побывали у Королевского дворца, прогулялись по ботаническому саду и посетили старинный кафедральный собор Упсалы. Университет с руническим камнем во дворе осмотреть не успели. К счастью, мною это было сделано еще в новогоднем туре.

 

Когда выходили из собора, впервые попали под дождь. Но пока ехали до Стокгольма, он, к счастью, закончился. Часть туристов была высажена в центре города, а желающие приобщиться к музейным сокровищам – доставлены на Юргорден, где под предводительством Натальи пошли в музей Севера для бесплатного осмотра деревянной фигуры восседающего на первом этаже Густава Васы.

 

Мы же с Верой сразу отправились в музей Скансен. На этот раз я надеялась осмотреть зоопарк, при том ту его часть, которую не удалось посетить в новогоднем туре. Поскольку Вера была в Скансене в первый раз, она сначала отправилась на улочку ремесленников, хотя к животным тоже хотела успеть.

 

Времени на музей опять было чудовищно мало из-за того, что мы хотели еще осмотреть самые красивые станции стокгольмского метро, что любезно предложила нам сделать Наталья, назначив время сбора желающих за 45 минут до нашего отъезда к парому. Поэтому мы носились по территории Скансена, сверяя маршруты к интересующим нас объектам по карте. Поскольку вкусы на животных у нас совпадали, несмотря на необъятную территорию музея, на определенном его участке мы столкнулись с Верой и указали друг другу пути: она мне – к медведям, а я ей – к оленям. Позже на ЖК-экранчиках наших цифровиков мы демонстрировали друг другу фото оленей, медведей с медвежатами, молодых лосей и представительного красавца-сохатого. Но больше всего мне запомнилась большая серая сова, таращившая на меня свои огромные глаза-фонари, сидя от меня на расстоянии вытянутой руки, абсолютно не боясь, и не будучи никак ограничена в своей свободе. А еще по территории Скансена, как всегда, носились белки и грациозно вышагивали павлины.

 

После завершения осмотра мы встретились с Катей, которая посещала музей сказок Астрид Линдгрен 'Юнибакен'. По пути я заглянула в музей Севера, желая увидеть фигуру Густава Васы, но, к сожалению, он был уже закрыт. Девчата решили, что мы не успеем дойти до пешеходной 'сувенирной' улицы Дротнигаттан, где располагалась станция метро, откуда должен был начаться наш путь, и мы поехали туда на трамвае, заплатив на входе смуглому водителю совершенно нешведской внешности немалую сумму денег. Зимой я уже исследовала стокгольмское метро, но мы ездили на нем от нашего отеля в исторический центр и выбирали станции с тем расчетом, чтобы красивым посленовогодним вечером выехать в вагончике на мостик над озером Меларен. Тогда метро не понравилось мне своей многонациональностью, большим количеством представителей хиппующей молодежи и просто опустившихся личностей.

Но сейчас народу в метро было немного, а станции с низкими сводами действительно были очень интересно расписаны яркими красками, правда, некоторые на манер художественной графитти. Забавны были эффекты некоторых потолочных росписей. Так, поднимаясь по эскалатору, мы видели один рисунок, а на спуске он будто бы трансформировался в другой. Интересно было наблюдать и за переходом черно-белого рисунка из 'шахматной доски' в 'клавиши фортепиано'. На одной из станций стояла огромная красочная фигура тролля, отдельные уголки символизировали древний мир с развалинами античных колонн, водопадиками, мифическими скульптурами. В общем, оригинально! А потом был паром, на котором я и Сергей заказали ужин, чтобы присоединиться к Жене с Алексеем. Как справедливо сказала Наталья, ужин на обратном пути носил характер социального мероприятия.

 

Действительно, именно желание последний раз совместно отужинать и пообщаться в этом туре обусловило такое решение. Надо сказать, что несмотря на все восторженные отзывы по поводу шведского стола на пароме, приготовление предложенного ассортимента мне не очень нравится. И шведский стол в московских 'Дровах' мне по душе гораздо больше. Вот там действительно вкусно! Хотя, конечно, выбор блюд на пароме настолько разнообразный, что каждый найдет то, что ему по душе. Но хочется попробовать все! Чтобы сохранить после этого бодрость тела и духа, мы разработали хитроумный способ антиобъедания, и отправили по представителю от нашего столика за охотой на блюда из мяса, морепродуктов и десертов, выделив под каждое из них по одной тарелке. А потом дегустировали принесенное, устроив свой мини-шведский стол. Если ребята пили белое и красное вино, которое на пароме мне категорически не нравится, то я поддерживала их бокалом пива 'Lapin Kulta', довольно вкусного, несмотря на мое прохладное отношение к данному виду спиртного напитка. Отужинав, мы побродили по магазинчикам 'Duty Free', где закупили бутылки финских и норвежских ликеров, бейлиса друзьям, родственникам и товарищам по работе, а потом погуляли по магазинчику духов.

 

К сожалению, на этот раз живая музыка подкачала. Мы нашли в баре играющего рок гитариста, но слушать его долго было невозможно из-за ужасного тембра голоса. Потом отправились по дискотекам, но на одной из них преобладало диско 80-х, и танцующих было мало, а на другой тинейджеры ломались под звуки в стиле 'ум-ца – ум-ца'. Поэтому уже после двух часов ночи мы разошлись по каютам.

 

12. За поездом вдогонку или 'не забудьте вымыть ручки'!

 

Утром по дороге в Хельсинки мы сделали остановку у живописного озера, на котором обитали уже встречавшиеся нам ранее красивые большие бело-черные птицы, похожие на гусей. По дороге в Норвегию у меня уже был удачный опыт приручения робких уток путем подманивания их крошками булки на остановке у одного из подобных водоемов. В итоге, когда одна из них все же решилась взять лакомство у меня с руки, наблюдавшие за процессом немцы дружно мне зааплодировали. Помня об этом, теперь я экспериментировала на гусях, скормив им все запасы хлеба. Впрочем, его уничтожению способствовали также слетевшиеся 'на халяву' стаи чаек. Гуси брали хлеб с рук, но при этом так сильно шипели, что я все же не слишком злоупотребляла их доверием. В Хельсинки я прогулялась по рынку, Эспланаде, проспекту Маннергейма, откуда усиленно пыталась выйти на площадь, на которой прямо на асфальте лежит огромная карта мира. О ее существовании я узнала от Веры с Катей, которые неожиданно наткнулись на сей интересный объект, гуляя по городу в прошлый раз.

 

Отчаявшись ее отыскать, я довольствовалась посещением красивого внутри православного Успенского собора, в котором за все мои предыдущие посещения Хельсинки мне еще не приходилось бывать.

 

За собором я обнаружила прекрасную набережную с белоснежными яхтами и деревянными парусниками. Закончилась моя прогулка по городу на привокзальной площади, где у Национального театра с памятником финскому писателю Алексису Киви нас уже поджидал автобус, у которого туристы активно делились впечатлениями. Некоторые успели побывать в университетской библиотеке, а Вера с Катей воодушевленно рассказывали об очень интересном музее современного искусства, который я тут же наметила себе к посещению в следующий визит в Хельсинки.

 

В этот раз на российско-финской границе было довольно много автобусов. В ожидании приглашения в здание таможни, мы с несколькими туристами нашей группы дышали финским воздухом, вспоминали наш замечательный тур, грустили по поводу его быстрого окончания и строили грандиозные планы поездки на север Норвегии с посещением мыса Норд Кап, Лофотеновых островов, пересечением Полярного круга и знакомством с деревушкой Санта-Клауса в Финляндии. Хорошо бы получить подобный маршрут в виде подарка на 2006 год от 'Туртранс-Вояжа'!

 

Неожиданно сверху на нас обрушился сильнейший ливень, от которого мы спрятались под крышей таможни, оказавшись тем самым отрезанными от нашего автобуса пеленой дождя. После пересечения границы наш автобус помчался на вокзал как бешеный, поскольку до поезда оставалось совсем мало времени. Мы неслись объездными путями от не своевременно перекопанных российских дорог, пропустив традиционную остановку в Выборге.

 

На подъезде к Питеру нас покинула Женя, решившая продолжить отпуск у своих друзей из северной столицы. Благодаря нашим ассам-водителям, на поезд мы все-таки успели. Для меня это было наиболее актуально, поскольку прямо с утра я планировала выйти на работу, которую за время отсутствия отпускника, как правило, никто не делает. В нашем отсеке плацкарта в этот раз подобралась компания из меня, Сергея, Веры и Кати. Наш отсек был крайним к наиболее посещаемым в вагоне местам – кипятку и заведению, которое в интерпретации нашей деликатной Натальи на протяжении всего тура имело своим функциональным назначением 'мытье ручек'. На каждой остановке гид напоминала нам о необходимости 'вымыть ручки' и показывала, где это можно сделать. Так, что к концу тура мы тоже ввели это понятие в собственный лексикон, активно им пользовались и иронизировали, что знаем теперь, как точно называется символ Брюсселя – 'мальчик, моющий ручки'!

 

Так вот в ожидании своей очереди 'помыть ручки' наши нижние полки были заняты пассажирами, среди которых оказался очень интересный молодой человек по имени Сергей из московского клуба 'Три стихии', поведавший нам о своем недавнем путешествии по норвежским фьордам на каяках. Так, Сергей забыл про 'мытье ручек', безоговорочно был принят в нашу компанию и отправлен за стаканом. Меж тем, несмотря на позднюю ночь, мы накрывали на стол закупленные мною в Швеции и Финляндии продукты, а Вера с Катей достали привезенное еще из России вино и какой-то жутко крепкий коньяк.

 

Когда в вагоне окончательно погасили свет, и пассажиры недовольно зашипели на наши разговоры и хохот, мы закрыли вход в наш отсек одеялом, отгородившись тем самым от прохода такой импровизированной дверью. Каякер Сергей принес свой налобный фонарик и мы прикрепили его над столом.

 

Довольно быстро все запасы спиртного Веры и Кати были прикончены, поэтому Сергей достал ликер из морошки, который мы с ним вместе выбирали на пароме в подарок домашним. После этого мы совсем развеселились, и чтобы окончательно не травмировать нервную систему пассажиров, отправилась в тамбур. Там мы постелили на пол газеты и до утра пили чай и пели песни, в том числе, из кинофильмов и бардовскую классику, как на слетах, играя в негласную игру, кто больше вспомнит песен определенной тематики: про лето, поезда, рассвет и т.д.
 
В Бологом в тамбур вышел заспанный проводник, поинтересовался, что происходит на подведомственной ему территории, но, увидев, что мы хоть и веселые, но мирные, просто велел убрать всё после окончания мероприятия, что мы торжественно пообещали выполнить. Пока стояли, каякер Сергей успел сбегать на платформу, где в киоске купил еще несколько бутылок пива. В общем, под утро, я, продолжая оставаться самым слабоалкогольным человеком, и всегда лишь слегка поддерживающим компанию, поняла, что на работу утром я не попадаю. Отправились мы по своим полкам лишь, когда в окошках стало совсем светло от рассвета.
Послесловие
Вот так весело закончилось наше замечательное и безумно красивое путешествие по фьордам Норвегии, в котором нам чрезвычайно повезло с погодой, гидом и сложившейся в туре компанией. В завершение отмечу, что, несмотря на ночную гулянку, на работу я все-таки вышла. Конечно, в родной конторе уже привыкли к моему возвращению из отпусков прямо с поезда.
Коллег теперь даже не пугает мой хипповский вид после поезда с Грушинского фестиваля, когда я вваливаюсь в офис в джинсах, спешно постиранных от грязевых селей в результате фестивальных дождей перед отъездом на колонке Грушинской поляны, в бандане, феньках и со 120-литровым рюкзаком за спиной.
 
Но в этот раз я решила побыть приличным человеком, и сначала заехала домой. Но здесь меня постигло жестокое разочарование: местные властители водопровода, не дождавшись моего приезда, отключили нам горячую воду. Пришлось греть многочисленные тазики и ведра. В итоге, в офис я приехала только к обеду. Но коллеги были рады и этому, вручив мне документы с грифами 'срочно'. Вот тут-то я и почувствовала, что отпуск безнадежно закончился.
 
А через пару дней на электронный ящик я получила от Кати фото нашего празднования удачного завершения тура в поезде Питер – Москва… И оставалось только жить приятными воспоминаниями и построением новых туристических планов…
 
Но они произвели на меня еще большее впечатление, наверное, из-за извилистости и холмистости улочек, иногда спускающихся прямо к морю, и открывающимся обзором сверху на бескрайнее нагромождение белых домиков с наползающими друг на друга черепичными крышами. Яркое ослепительное солнце и цветы на улицах дополняли впечатление о нашем присутствии не в дождливом Бергене, а будто на каком-то южном курорте.
 
Здесь же нами был встречен контрастирующий с общим стилем квартала черный дом с красными окнами, в котором, судя по надписям, можно было украсить (или изуродовать, в зависимости от отношения к этому) свое тело пирсингом и тату. При отправлении из города за окнами автобуса промелькнул порт с доками, где мы были вчера, и Наталья обратила наше внимание на самый большой европейский корабль Королева Мери II. Мы же были очень удивлены, что не разглядели эту махину накануне.
 
Если бы было побольше времени в Бергене, я бы непременно съездила в загородную резиденцию знаменитого уроженца этого города Эдварда Грига, чья музыка сопровождала наш норвежский путь. Но значит, придется вернуться в Берген еще раз и, может быть застать его в привычном дожде и взглянуть на него уже с другого ракурса.
Категория: Норвегия | Добавил: Val (19 Января 07)
Просмотров: 838
Категории раздела
Россия [1]
Франция [1]
Австрия [0]
Чехия [0]
Польша [0]
Италия [0]
Испания [0]
Германия [0]
Дания [0]
Швеция [0]
Эстония [0]
Словакия [0]
Финляндия [0]
Литва [0]
Португалия [0]
Украина [0]
Венгрия [0]
Норвегия [0]
Англия [0]
Бельгия [0]
Нидерланды [0]
Япония [0]
Грузия [0]
По Европе [1]
РИМ [0]
Северная Корея [0]
Для души [0]
Из просторов Инета
Туризм: материалы для профессионало [0]
События в ЕВРОПЕ [0]
Фестивали,конкурсы,концерты....
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта